Кандалакша. Город у беломорских шхеров
Кандалакша — самый южный город Кольского полуострова. Находится за Полярным кругом на берегу Кандалакшской губы Белого моря. Дорога на Терский берег, в Умбу, Варзугу и Кузомень идёт через этот населённый пункт. И, в соответствии с планом нашего автопутешествия, мы не могли мимо этого города проехать. Небольшой рассказ об этом северном городе и о достопримечательностях в его округе — в этом моём рассказе.
Кандалакша. О городе. История и топонимика места
Содержание:
Происхождение названия города. Что означает слово «Кандалакша»
Расположение поселения в черте оседлости финно-угорских и саамских народностей сформировало название города. Но версий происхождения несколько. Основных — две. Слово «Кандалакша» составное .
Вариант словообразования первый: Оба эти слова карельские. «Лакша» означает — залив, губа.
«Канда» — в карельских свадебных плачах метафорическая замена термина «мать» (выносившая, выкормившая) .
Существует и ныне река Канда у Кандалакши. И получается «река мать-кормилица», губа (устье реки у Белого моря) Канда — «губа мать-кормилица».
Отсюда название «Кандалакша» может быть расшифровано как «Губа матери-кормилицы».
Вариант второй: Происхождение слова саамское. » Кандас» по-саамски — «вьюк» и «лухт» — залив, губа. Вьючная губа. Скорее всего — это место, где навьючивали оленей. Чтобы продолжить заканчивающийся морской путь — по суше.
Также есть легенда о двух братьях. Канта и Лахти. Которые, когда-то, проживали в этих местах. И были первыми здесь поселенцами. От их имён и получил название город. «Канталахти»
История кандалакшского побережья
Существуют разные научные мнения о том, с какого периода вести отчёт истории этого города. Есть версии, что уже в IХ веке здесь могли находится селения рыбаков и охотников. Но первым достоверным письменным свидетельством о том, что на территории нынешнего расположения города, в месте впадения в Белое море реки Нива, располагалось селение Кандалакша — являются документы Московского государства за 1517 год. Логично было бы предположить и то, что эти земли Кольского полуострова, освоенные Великим Новгородом много ранее, могли иметь в этих местах поморские тони, по примеру существования Варзуги или Умбы.
Точно известно, что в 1526 году в Кандалакше была построена церковь рождества Иоанна Предтечи. А чуть позже, спустя два десятилетия, здесь был основан Кандалакшский (Кокуев) мужской монастырь. Духовным основателем церкви и обители являлся Феодорит Кольский. Архимандрит Русской церкви. Один из первых просветителей лопарей (саамов).
Феодорит Кольский
Феодорит Кольский (1481, Ростов — 17 августа 1571, Соловецкий монастырь) — прославлен Церковью в лике преподобных. Личность достаточно примечательная. Нет источников, где он получил блестящее образование.
С 12 лет Феодорит — переписчик книг при Соловецком монастыре. Посещал Александра Свирского и «заволжских старцев». Удалялся для уединённого жительства к устью реки Колы (север Кольского полуострова). Являлся первым составителем письменности и переводов церковных текстов на саамский язык. Вёл среди местного населения миссионерскую деятельность, несмотря на сопротивление колдунов-нойдов. Был духовником митрополита Московского Макария и князя Курбского.
По настоянию Ивана Грозного, после принятия им царского титула, в 1557 году Феодорит был направлен в Константинополь. С особой миссией. Для российского самодержца важно было признание его титула восточными патриархами. Феодорит справился с возложенными на него поручениями. За что Грозным была дарована Феодориту неограниченная церковная власть. От которой подвижник отказался . И продолжил свою просветительскую деятельность на Русском Севере.
В конце жизни Феодорит Кольский удалился в Соловецкий монастырь. Где и похоронен после своей кончины.
Басаргин правёж в Кандалакше
С подчинением Терского берега (южного побережья Кольского полуострова) и территорий Кандалакши Москве в 16 в, области эти отданы под управление наместника Двинской земли (восточный берег Белого моря у Архангельска). Местные поселения в то время были обложены непомерными налогами, откупами. Так называемой «десятиной» (десятая рыба). В результате этих откупов происходили массовые злоупотребления. В историю вошёл так называемый «Басаргин правёж». Взыскание налогов и податей по ложному иску двинских промышленников к селянам Варзуги. Опричники возглавляемые Басаргой Леонтьевым насильно захватывали крестьянское имущество, «секли и развозили» дворы варзужан. В том числе карательная экспедиция Басарги прошлась и по дворам Кандалакши, Умбы, Порьей губы, Ковды и Керети.
Поморы лишились промысловых судов, рыболовных снастей и других орудий труда. У многих крестьян не осталось продуктов питания, одежды и обуви, домашней утвари. Население, оставшееся без средств к существованию, гибло от голода и болезней. Царский писец Василий Агалин, объясняя огромную убыль податного населения на Терском берегу, сообщал: «А запустели те волости от двинского иску, от Басарги правежу, от голоду и от лихого поветрия».
В том, 1570 -м году после опричного разора прекратил своё существование Кандалакшский мужской монастырь.
Интервенция и набеги иностранных держав на Кандалакшский берег
За историю своего существования Кандалакша не раз подвергалась и нападению иноземных захватчиков. Так, в мае 1589 года шведские войска практически уничтожили Кандалакшу. А вновь отстроенная она разорялась шведско-финскими десантами в 1591 и 1598 гг. Во время Крымской войны на этот берег пытались высадиться отряды английского флота. Но местные жители отразили нападение врага.
Кандалакша в годы Советской власти
После октябрьских событий 1917 и, с начавшейся Гражданской войной на территории бывшей Российской Империи, на южный берег Кольского полуострова не раз высаживался десант стран Антанты. Погибшим соотечественникам в борьбе с силами интервентов в Кандалакше установлен памятник.
В 1920 г поселение было включено в состав Карельской трудовой коммуны. А в 1938 Кандалакше присвоен статус города. И в том же году Кандалакшский район вместе с районным центром выведены из состава Карельской АССР и вошли в состав Мурманской области.
В годы Великой Отечественной войны здесь действовал истребительный батальон Красной Армии и отряды самообороны.
В Кандалакше действует алюминиевый завод и небольшой морской порт. Город — крупный узловой железнодорожный узел.
В настоящее время в этом городе проживает около 30 тыс. жителей.
Кандалакша. Прогулки по окрестностям
Приехали мы в Кандалакшу уже к вечеру. Гостиницу, что была забронирована — нашли легко. Район знакомый. Местные его почему-то называют «Япония». Здесь, как и в самой Кандалакше, мы уже бывали, но так ни кто и не дал точного ответа, почему этот район носит такое название.
Гостиница расположена на правом берегу реки Нива. У самого устья и места впадения её русла в Кандалакшскую губу залива. Место достаточно колоритное. И, по-настоящему «поморское». Здесь «пахнет» Севером и суровостью беломорской природы.
Отель с названием «Помор». Обычная, простая гостиница. Для не слишком взыскательного путника.. Как говорится — «без излишеств».
Закинув вещи в номер и одевшись теплее мы отправились прогуляться по побережью. Августовская пагода этого дня — холодный порывистый ветер и температура около 7-8 градусов. Север, однако.
Возле гостиницы старые заброшенные дома. С заколоченными ставнями.
По соседству с нашей гостиницей — база МЧС и яхт-клуб. Вполне современного вида. И выглядят очень прилично.
Яхты у пирса клуба:
Отель «Помор» находится недалеко от церкви Иоанна Предтечи. Храма, возведённого в 2005 году на том самом месте, где когда-то основал первый храм в Кандалакше Феодорит Кольский. Чуть в стороне, ближе к гостинице установлена вот такая небольшая часовня:
Свою прогулку мы решили продолжить на другом берегу реки Нива. В том самом месте, где находился когда-то Монастырский наволок.
Про это место написал стихи поэт Николай Колычев
Я выхожу к заливу на пустырь,
И, становясь к векам минувшим ближе,
Там, где сегодня рушатся кресты,
Я вижу Кандалакшский монастырь
И колокол, гудящий мерно, слышу.
Находится наволок на левом берегу устья реки Нивы. Проще всего сюда добраться на своём авто. И в этом месте можно практически выехать на крутой берег Кандалакшской губы Белого моря. И отсюда открываются великолепные виды. на острова-луды, на сам берег беломорского побережья и ближайшие окрестности.
Непогода, морось, сильный холодный ветер не стали препятствием для нашей прогулки. А лишь сильно ограничили наш променад по времени. Потому, мы сделали несколько фото, подышали свежим морским воздухом и отправились восвояси. Нам нужно было отдохнуть с дороги. На завтра у нас были обширные планы. И, потому, всего несколько кадров с того вечера. Сам дальнейший и подробный рассказ будет ниже.
Вечер на Монастырском наволоке:
Монастырский навалок. Экологическая тропа. Нижняя Кандалакша
Наволок — ойконим, вид топонима. Особенно распространён на русском Севере. Существует масса населённых пунктов и мест с таким названием. Как правило обозначает намытый мыс на море, озере. Или часть суши между водоёмами. Через которую есть необходимость волочить лодку. Также может обозначать низменное место на берегу. Куда наносится много ила или грунта.
Устье реки Нива, Кандалакшская Япония и Монастырский наволок — территория условно называемая местным населением «Нижней Кандалакшой». И немудрено. Это часть города, прилегающая к побережью Белого моря, находится на самом западе городской границы. Монастырский наволок расположен (как я уже упоминал) на левом берегу реки Нива.
В морской отлив устье Нивы обнажается. И по дороге к наволоку, по правую руку от дороги, открываются красивые виды.
Отлив. Устье реки Нива:
Хорошо с левого берега просматриваются частные дома и постройки горожан. Над крышами строений возвышаются купола храма Иоанна Предтечи:
Левый берег реки Нива
Мы несколько раз останавливались по дороге, чтобы сделать фото. На этом, левом берегу, далее, виднеется уже и сам мыс наволока. А в непосредственной близости от него — частные постройки. Дорога на Монастырский наволок проходит мимо поморских домов. Возможно, что когда-то здесь было самостоятельное, отдельное поселение. Сейчас — это черта города. Так называемая «Япония».
С самого мыса, на котором расположен наволок открываются вот такие виды на Кандалакшу:
Частные дома. На заднем плане — городские многоэтажки:
В кадре — жилые кварталы города:
На противоположном берегу Нивы — портовый кран:
На островках лудах, навигационные знаки по фарватеру губы:
В восточной части выхода Кандалакшской губы в открытое Белое море — ещё более живописные виды:
Мы спустились к самому берегу. Море отливом выносит водоросли, коряги-топляки и медуз. Гулять по каменисто- песчаному берегу — комфортно. А виды на морскую гладь — великолепные:
Как я уже описывал — на Монастырском наволоке находится старое поморское кладбище и памятный знак жертвам интервенции. Также, здесь находятся две нежилые постройки. Железные короба какого-то технического сооружения (возможно, имеющего отношение к геодезическим или метеорологическим объектам) и внушительное бревенчатое строение.
Не знаю, имеет ли отношение деревянное пустующее здание к съёмкам фильма «Раскол», но выглядит оно очень колоритно. Здесь, На Монастырском наволоке, режиссёр Николай Досталь снимал свою 20-ти серийную эпическую картину.
Экологическая тропа и Каменный лабиринт «Вавилон»
С наволока начинается так называемая «Экологическая тропа». О ней и о истории Монастырского наволока рассказывает установленный стенд.
Про экологическую тропу
С 2009 года активисты движения «Экодозор» Кольского экологического центра начали создание памятника природы «Кандалакшский берег». С 2011 года появилась «экологическая тропа». Она идёт от Монастырского наволока к древнему каменному лабиринту. Вот как её маршрут схематично нарисовал кандалакшанин Валентин Мыздриков:
По тропе можно идти двумя путями. По самому берегу моря или чуть выше, по тропинке, идущей через лес. Вдоль моря можно добраться до лабиринта только в отлив. Так как маршрут огибает отвесную скалу Барыню. Или, как её ещё здесь называют — Земец (Зимец). Не так давно у Барыни был найден клад старинных монет. Скорее всего он был сделан неизвестным местным жителем во время одного из шведско-финских набегов на Кандалакшский берег в 16 веке.
Мы же чередовали наш маршрут. Следуя по верхней тропе и спускаясь к самому берегу.
Таблички
Тропинка, что выше, над берегом, обозначена табличками. На табличках – детские рисунки и слоганы с забавными лесными персонажами. Так местные экологи просят посетителей тропы вести себя в лесу подобающим образом.
«Вокруг лесная красота, нет здесь места для костра». Рассказывает муравей правила поведения в лесу:
Правда, кажется, не все к муравью прислушиваются.
А вот, к примеру, заяц с метёлкой:
«Не сори в лесу, позову лису!»
Говорят, что здесь, ранее, было очень и очень много мусора. Но благодаря «Экодозору» удалось привести этот берег в порядок. Здесь действительно достаточно чисто. А первозданная красота леса и берега – радует глаз.
На лесной тропинке также присутствуют стенды с описанием флоры. Даже непосвящённый в тонкости живой природы, может, ориентируясь на эти таблички, узнать о растительном и животном мире Кандалакшского берега. В местах здешних встречаются растения эндемики и виды занесённые в Красную книгу. Прогулка по экологической тропе – по силам даже ребёнку. И может быть познавательной для любого возраста. Ну, а уж о красоте этих мест можно судить по фотографиям, которые я привожу в этой статье.
Интересное о самом каменном лабиринте «Вавилон»
На Кольском полуострове на сегодняшний день обнаружено несколько каменных лабиринтов. Этот, расположенный у острова Малый Питкуль у Монастырского наволока в Кандалакше, был описан С.Н. Дурылиным. Во время его командировки на Север от Московского Археологического Института. В 1911 году. Исследователь тщательно зарисовал лабиринт и описал его.
«..На каменистой почве, с еле-еле пробивающейся травкой, расположен самый лабиринт – по местному названию «Вавилон». Это – неправильной формы эллипс, имеющий по диаметру 14 и в ширину – 10 шагов…Между тонкими невысокими заграждениями из камней идёт дорожка, настолько узкая, что на ней может поместиться лишь одна ступня. Вход в лабиринт всего один – с востока, со стороны противоположной морю, — которое на западе…»
До сих пор у учёного мира нет точного ответа на вопрос, для чего древние строили подобные сооружения. Есть две основные версии, объясняющие появление каменных лабиринтов.
Версия первая
Ей придерживаются историки и археологи Северо-Запада. Соотнося каменные лабиринты к символике «западного» христианства. Его «североевропейского» варианта. И кандалакшский лабиринт достаточно логично вписывается в эту версию.
Несмотря на то, что табличка-плита у «Вавилона» указывает на то, что объект датируется 2-м тысячелетием до нашей эры, учёный мир доказал, что возраст данного лабиринта много моложе. Даже внешне сложно поверить в то, что за 4 тысячелетия камни лабиринта не покрылись мхом. На них отсутствуют лишайники, а сам лабиринт не покрылся от времени дёрном.
Кроме того, для определения возраста Кандалакшского лабиринта проводились исследования по перемещению береговой линии моря. Которые свидетельствуют, что возраст данного сооружения не древнее второго тысячелетия нашей эры. Такие вот расхождения с этой табличкой. Возможно, что датировка на ней – более впечатляет захожего туриста, чем знающего опыт археологических исследований:
Версию христианского происхождения этого лабиринта обосновывают процессом евангелизации северных территорий. Об этом, в частности, говорит М. Шахнович в своей книге «Валунные лабиринты Заполярья или первые христиане на Крайнем Севере». Сторонники этой версии (а их не мало) проводят параллели между изображениями в храмах Италии или с изображённым лабиринтом на иконе Успенской церкви Гефсиманского скита у Троице-Сергиевской лавры.
Вторая версия происхождения лабиринта
(Признаюсь, она мне самому больше нравится)
В существование этой версии внёс большой вклад историк и археолог Н. Н. Виноградов. Краевед, большой знаток карело-финского эпоса. Его авторству принадлежат объёмные труды по изучению культуры Севера. В одной из своих книг («Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников») он утверждает, что лабиринт – это символическая дверь в «Мир мёртвых». Не место погребения. А именно ритуальное место для совершения культовых обрядов.
Шаман (нойд) с прахом умершего входил в Лабиринт, разбирал каменную пирамиду в центре, высыпал прах на землю, после чего собирал пирамиду и выходил из Лабиринта. В соответствии с доводами Виноградова время возведения лабиринтов на Севере – поздний Бронзовый век. Казалось бы, тут есть нестыковка во временной датировке. Так как Кандалакшский лабиринт выстроен в более позднее время. Однако, возможно, что каменный лабиринт «Вавилон» был одним из самых поздних по времени возведения. И, вполне возможно, что существуют в этом районе и более древние лабиринты. Но пока ещё не открытые.
Помню, в свои школьные годы, в советское время, основной версией происхождения лабиринтов на Севере, являлась гипотеза о промысловой и практичной цели их строительства. Дескать, строились они на побережье. И использовались для ловли рыбы. Во время прилива рыба должна была в подобные лабиринты заходить. А с отливом, как в своеобразной мерёже – оставаться в запутанных каменных ходах и служить добычей человеку.
В общем, кандалакшский лабиринт – одно из загадок этих мест. И поломать голову над решением их, почувствовать себя шаманом, теологом, археологом-реалистом – предоставляется прекрасная возможность каждому при посещении местного «Вавилона».
Нам же, не ищущим простых путей, предстояла дорога на гору Крестовую. Высокую сопку в непосредственной близости от Кандалакши. Рассказ об этом, далее.
Гора Крестовая. Кандалакша. Поклонный крест и прекрасные виды с горы. Идём к вершине
— А здесь можно подняться на гору?
-От чего ж нельзя? Забраться можно. Только смотрите там…вчера и ночью по этому подъёму медведь бродил.
-Прям…медведь?
— Ну, да. Медведи здесь – не редкость.
Такой диалог состоялся у нас со служащим турбазы. К которой мы подъехали в соответствии с указанием навигатора. База эта – горнолыжная. При ней – мотель. Находится база на выезде из Кандалакши в сторону Умбы. В непосредственной близости от горы Крестовой. Здесь, по склону горы, на котором стояли неработающие подъёмники (лето, не сезон) мы и отправились на вершину. Туда, где на самом верху виднелся поклонный крест.
Кадр с вершины горы Крестовая. Поклонный крест:
Не могу сказать, что слова служащего турбазы привнесли в наш подъём комфорт. Ощущения, когда видишь свежие медвежьи следы под ногами, медленно поднимаясь по узкой горнолыжной просеке, окружённой с двух сторон густой лесной тайгой — так себе. Такое чувство, что за тобой из лесной чащи следит пара невидимых глаз. Но всё прошло без эксцессов. И самого Хозяина тайги мы не встретили.
Высота Крестовой горы в Кандалакше — 321 метр. Вроде бы, не особо и высокая точка. Но подъём достаточно крут. И мы, гружёные фотоаппаратурой, несколько раз делали остановку, чтобы перевести дух.
С высотой подъёма перед глазами открываются новые горизонты окрестностей. И увиденное — впечатляет.
Вот. кстати, как выглядит склон, по которому мы поднимались. Там, внизу, в правой нижней части кадра — строение горнолыжной базы. От самой вершины синяя крыша здания выглядит едва приметной:
Хорошо просматривается отсюда сама Кандалакша. Город — как на ладони:
(Снято длиннофокусным объективом (с большим увеличением)
Краны Кандалакшского порта:
А вот такие виды открываются на юго-западе. Там, вдали, виднеются более высокие сопки. На их вершинах лежат вечные снега:
Поклонный крест и виды с вершины горы Крестовой
Неспешный подъём занял у нас не более получаса и, вот мы на самом верху!
Высота горы Крестовой (321 метр) — не самая высокая доминанта возле Кандалакши. Но это, пожалуй, самая доступная для подъёма возвышенность для тех, кто желает увидеть красоту этих мест с высоты, не утруждая себя длительными пешими маршрутами. С Крестовой хорошо просматриваются острова-луды к выходу в Белое море из Кандалакшского залива и губы:
На западе величественно выглядят беломорские шхеры вдоль побережья. В ту сторону — дорога на Умбу, Варзугу и Кузомень. Там — Терский берег. Виднеются строения посёлка Лувеньга. возле подножия Домашних гор (547 и 539 м)
Поклонный крест горы Крестовая
Поклонный крест, что на Крестовой горе — установлен в 2006 году. Его высота — 5 метров. Как утверждают, местные, воздвигли его на том самом месте, где поставил поклонный крест Феодорит Кольский. В 16 веке. На месте древнего саамского капища. В 1915 году крест был повален бурей. И до 2006 года на вершине Крестовой горы христианского символа не существовало.
Устанавливали нынешний — «как полагается». 200-т килограммовый крест на вершину несли верующие буквально на своих плечах.
Кандалакшские тундры
Вершина горы Крестовая абсолютно свободна от растительности. Мхи, лишайники, редкие кусты брусники — пожалуй всё, что здесь растёт. От низа к вершинам сопок — растительность редеет. А на вершинах — настоящая тундра.
Само слово «тундра» произошло от карело-финского tunturi. Что буквально означает «высокая безлесная гора». Так, здесь и существуют понятия Лувеньгских и Кандалакшских тундр. И чтобы оказаться в них, нужно всего лишь подняться на пару сотен метров в сопки.
В кадре (что ниже) настоящая растительность тундры вершины Крестовой. Лишайники. Симбиоз водорослей и грибов. Лишайники живут веками. А растут очень и очень медленно. Всего на несколько миллиметров в год. Эти, возможно, ещё помнят древнее капище саамов.
На пустой каменистой вершине Крестовой — поклонный Крест, да геодезическая постройка.
Кое-где, немногочисленные рукотворные сейды, установленные явно нынешними туристами.
Виды с горы действительно потрясающие. Но, как-бы там ни было, полюбовавшись окрестностями и сделав несколько кадров, мы засобирались в обратный путь. Нас ждала дорога на Умбу.
В кадре эта дорога едва ли просматривается среди густой тайги. (Левая нижняя часть фото):
Сделав несколько кадров на прощанье…. мы начали обратный спуск.
P.S. Где находится Монастырский наволок, лабиринт «Вавилон» и гора Крестовая
На карте — местонахождение Монастырского наволока. Доехать до него можно на любом авто. Дорога — хорошая.
До лабиринта можно добраться двумя путями. Либо по экологической тропе, о которой я писал в этой статье. Либо объехав Крестовую гору направляясь на Умбу. У подножия горы расположена автостоянка. Её хорошо видно с дороги. Со стоянки идёт тропа к лабиринту. Указатели о направлении движения — имеются.
Гора Крестовая возвышается над Монастырским наволоком. И на неё удобно забираться таким путём как мы. Двигаясь на Умбу проезжаем мост через Ниву и, практически за знаком обозначающем конец границы населённого пункта — поворот к турбазе. Указатель на дороге есть. Не увидеть его — сложно.
Скорее всего на Крестовую можно подняться и другим путём . Видел туристов, которые были на вершине, явно поднявшихся на Крестовую не нашим маршрутом. На трассе подъёмника турбазы я их не видел.
P.S.P.S.
2019. Россия. Кольский полуостров. Кандалакша. Автопутешествие на Терский берег.
Продолжение нашего путешествия, следующая часть маршрута: Путешествие на авто в Умбу
Предыдущая часть нашего автопутешествия здесь: Пересекаем Северный полярный круг
«Северное меню» сайта:
Или можно перейти в группу Дранки в ВК и вступить в неё по ссылке : Паблик Дранки в ВК»
Подписаться на новые статьи на сайте: