Путешествие по Терскому берегу. Умба
Путешествие на авто в Умбу — было следующим пунктом нашего маршрута по Терскому берегу. Умба — третья знаковая точка цели нашего автопутешествия из Санкт-Петербурга на Терский берег и Север. Ниже — фототчёт и рассказ о старинном поморском селении.
Дорога в Умбу. Едем вдоль берега Белого моря
Содержание:
Пейзажи, которые можно лицезреть по пути из Кандалакши в Умбу — настоящие северные. От возвышенностей Лувеньгских тундр у Кандалакши, далее, дорога словно «пробита» через лес и камни. И, если у кандалакшского берега хорошо с высоких точек просматривается побережье Белого моря у Кандалакшской губы, то далее, восточнее, ближе к Умбе — дорога уходит от побережья вглубь Кольского полуострова. Последнее место на этой дороге, где можно вблизи увидеть Беломорский берег — это бухта у села Колвицы.
Дорога из Кандалакши до Умбы — это практически идеальный асфальт в две полосы для движения. Рельеф дороги сменяется от холмов и возвышенностей у Кандалакши к относительно ровным низовьям далее. Серпантинов на этой дороге нет. Чай, не Кавказ. И не Памир какой. Здесь, в этих местах, совсем другая красота. За которой и стоит ехать на Север. Природа в этих краях — по-своему красива. А мне, как человеку родившемуся в этих местах, она ещё и очень близка. Всё выглядит родным и знакомым.
От Кандалакши до Умбы около 110 км
По практически идеальной дороге доехать из одной точки в другую не составит труда.
По этой трассе не сильный трафик. Дорога проходит через несколько населённых пунктов. Камер слежения за скоростью на ней я не заметил. Но при движении в сторону Умбы, так и на обратном пути, встретились мне патрульные машины ГИБДД. Которые, видимо, курсируют тут время от времени. В общем, не стоит особо и гонять. Смысл? Я не очень люблю в своих путешествиях «носиться» по дорогам «сломя голову». Что это за путешествие такое, когда мчишь куда-то как «ошпаренный»? И красот вокруг толком не разглядеть, да и устаёшь от гонок. А оно зачем?
Едешь себе не спеша, останавливаешься по пути. Видами наслаждаешься. Вот, например, какая красота под ногами. Как не остановится — не поснимать? Мох настоящий. Тундрой «пахнет». Выглядит как снежный ковёр. Красиво)
Умба
При въезде в посёлок со стороны Кандалакши нас встретил знак «Умба. Основана в 1466 году». И, если вы держите путь (как мы) на Варзугу и Кузомень, в любом случае дорога пройдёт через это старое поморское село. И обязательно в Умбе стоит сделать остановку. История Терского берега связана с этим селением неразрывно. Узнать, познакомиться с бытом, историей и настоящим бытом поморской жизни — здесь самое место.
Важно: если собрались в путешествие на авто по Терскому берегу и далее на Варзугу и Кузомень, то стоит учесть, что последняя АЗС на этом маршруте будет в Умбе. Далее — заправок нет. Местные за топливом сами из Кузомени и Варзуги ездят сюда, в Умбу.
Топонимика названия и что означает название «Умба»
Существует две основные версии о том, что означает название «Умба».
- В переводе с финно-угорского «Умба» — «закрытая». Река, загромождённая или занесённая чем-либо. ( Одноимённая река, на которой расположено старое село Умба — очень порожистая)
- От саамского «умп» или «умб» — «закрытый». Так коренным населением было названо большое озеро Умбозеро, зажатое Ловозерскими и Хибинскими тундрами. А уже от имени озера произошло несколько названий. Наименование реки, губы и селения.
Путешествие на авто в Умбу. История села
В немногочисленных письменных источниках середины XV в. упоминаются Варзуга и Умба, как два существовавших поморских селения в этих краях. И, если следовать старинным легендам, то обосновались на этих землях русские поселенцы не с низовий Северной Двины, а с «поморского» Карельского берега и из Новгородских земель. Кстати, до сих пор у коренных жителей Умбы в говоре можно услышать характерное «цоканье». Как и у населения Новгородчины. «Ноцка» вместо «ночка»,»целовек» вместо «человек» и т.д.
Быт и уклад жителей был традиционен для этих мест. Рыбная ловля, «веснование» (бой тюленя и нерпы), солеварение.
Изначально село находилось примерно в 10 верстах от устья реки Умбы, вплоть до конца 16 века. Связано это было (по видимому) с тем, что обосновываться у самого моря было тогда небезопасно. Существовала большая вероятность подвергнуться нападению морских разбойников и лихих людей. Но уже и к тому времени появились и постоянные деревянные избы возле самой реки. Так называемые поморские «тони». Тогда возникшее селение стали называть Новой Умбой, а старое — Воскресенским ( Умбским )погостом.
В 16-17 веках эти земли попадают под власть монастырей. Сначала Соловецкого, а затем Кирилло-Белозерского. Быстрому распространению монастырской власти способствовала опричнина Ивана Грозного. Система мер, направленная на укрепление самодержавия и крепостничества. Волости Терского берега и Карелии остались при земщине. Что ставило крепостных в невыгодное положение при тяжбах между опричными и земскими людьми. В судебных спорах, как правило, решения выносились в пользу опричников. Так, например, дошли до нас исторические документы о Басаргином правеже. В результате которого, по неверному судебному иску земли Терского берега подверглись разграблению двинским опричником Басаргой Леонтьевым.
( О «Басаргином правеже» я уже рассказывал вот в этой статье: история Кандалакши )
Распространение монастырской власти на Терском берегу
Опричники начисто разорили множество селений на Терском берегу. В том числе и Умбу. И обедневшие крестьянские хозяйства быстро попадали под власть монастырей.
Дешево скупались поморские угодья, брались на содержание престарелые и немощные – при условии, что после смерти все их угодья перейдут в монастырь. Раздавались нуждающимся под залог домов, земель и тоней ссуды на обзаведение хозяйством. В большинстве случаев разоренные крестьяне были не в состоянии своевременно погасить долги. И в результате теряли право на заложенные ими земли. Так за короткий срок владения монастырей в Терских волостях достигли огромных размеров.
За короткий период вся Умбская волость попала под владение двух духовных феодалов. Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей.
«Золотой век» поморов Терского берега
При Екатерине II монастыри, вследствие секуляризации монастырских земель, лишились своих владений. Крестьянам были переданы все угодья, которыми они пользовались ранее. Они освободились от власти монастырских и синодальных приказчиков и в результате у них создались более благоприятные возможности для ведения своего промыслового хозяйства. Этот период в истории Терского берега знатоки называют одним из «золотых веков» существования поморов на этих землях. Так, во всяком случае, утверждают те, кто хорошо знаком с историей этого края.
Умба. От средних веков до наших дней
Умба — одно из древнейших сёл Кольского полуострова и Терского берега. Оно пережило много событий за время своего существования. В летописях Умбы числятся периоды расцвета и спокойной размеренной жизни, периоды лихолетья набегов интервентов и захватчиков.
Так, в 1589 году Умба была сожжена шведскими интервентами. А в начале и середине 19-го века сюда пытались высадиться десанты англо-французских захватчиков.
По административной реформе Екатерины Второй Умбская волость в 1780 году из Двинского уезда Архангельской губернии перешла в состав Кольского. По описи 1785 года в сельской общине Умбы состояло 300 человек.
В 19 веке в селе Умба была церковь, три часовни, 86 домов, церковно–приходская школа, которая открылась в 1894г., управление полицейским станом, телефонно – телеграфная станция и управление акцизного ведомства. В селе проживало 499 жителей. Украшением села являлся храм Воскресения Христова, (возведённый в 1778г. заменённый в 1894г. новой постройкой) и часовня в честь апостолов Петра и Павла , сооружённые в конце 18 века.
Интересный исторический факт: для наблюдения за прохождением Венеры по диску Солнца Петербургская Академия наук в 1769 г. построила в Умбе временную обсерваторию. Работы вели астроном Людовик Пиктэ (швейцарец) и подштурман Евдоким Заметаев.
В 1898 году поблизости от села, на берегу залива возник рабочий посёлок при Умбском лесопильном заводе промышленника Беляева. Первоначальное название — посёлок Лесной. Потом появился небольшой грузовой порт. Характерная особенность Новой Умбы — деревянные тротуары на многих улицах. Подобное деревянное «мощение» улиц существует и ныне. Чему мы стали свидетелями.
Деревянные тротуары Умбы:
Официального статуса населённого пункта деревня Умба сейчас не имеет. Так она называется в обиходе, являясь частью административного центра городского поселения Умба Терского района.
Умба сегодня
На сегодняшний день в Умбе постоянно проживает около 4 500 человек. В посёлке есть средняя школа, библиотека, детская спортивная школа, школа искусств, Издаётся своя местная газета «Терский берег». Есть филиал районной больницы и станция скорой помощи. А ближайшая железнодорожная станция находится от Умбы в 112 км, в Кандалакше.
В Умбе есть локальный аэродром. В районе посёлка находятся армейские базы. И посёлок носит статус населённого пункта, с ограниченным пребыванием иностранных граждан. В Белое море, в окрестности Умбы, часто заходят наши подводные атомоходы и другие ПЛ для проведения различных испытаний.
Белое море — отличный полигон для испытания подводных лодок. Море — внутреннее. И наблюдение за подобными испытаниями иностранными разведками — исключено. Глубины моря достаточны для любых океанских кораблей. А испытательные и ремонтные команды, расположенные на противоположном берегу моря в Северодвинске — совсем рядом.
Не случайно на всех АПЛ базирующихся на Северно флоте есть карты глубин Белого моря. Знающие люди это подтверждают. А местные рыбаки вам обязательно расскажут про то, как видели они во время своих рыболовных походов всплывающие из морских глубин подводные лодки, да бороздящие беломорскую гладь силуэты морских военных судов.
Что посмотреть в Умбе
Умба сейчас — популярный туристический объект. Кто на рыбалку сюда спешит за красной рыбой. А кто так же как мы за северным нашим колоритом. В Умбе есть на что посмотреть. Есть здесь и музеи. В один из которых мы, по своему приезду, сразу и отправились.
Музей Петроглифы Канозера
Музей, благодаря навигатору мы нашли быстро. Находится он возле Воскресенской церкви.
Адрес музея «Петроглифы Канозера» — Умба, ул. Дзержинского д. 36
Здание музея — небольшой павильон в деревянном доме. А рядом со зданием есть небольшая автостоянка.
Оказавшись возле музейного здания мы только и вспомнили, что был понедельник. И редко какой музей в этот день у нас в России работает. Как-то сей факт совсем выпал из нашего внимания. Но, делать нечего. Решили мы всё же дойти до входа и убедиться в функциональности музея своими глазами. А вдруг всё же работает? Ну или получить свежую информацию о его работе.
К зданию вела заасфальтированная дорожка с перильцами. А по пути к входу в музей нас встретили местные голуби.
Подойдя ко входу в музей мы увидели расписание его работы. Действительно, в понедельник музей не работал. (На его официальном сайте информация указано немного неверно. Ссылка на сайт музея: посмотреть ). Но, о, чудо! В окошко нас увидала сотрудница музея и выйдя на улицу и узнав, что мы туристы из Северной столицы…любезно разрешила нам осмотреть экспозицию. ( Ах, эти мои любимые, родные северяне!) Причём и оплату с нас взяла милая дама в полцены. От стоимости входного билета.
-Вы уж извините меня, — обратилась сотрудница музея к нам, — я экскурсию вам не буду проводить. Но поставлю фильм про петроглифа Канозера. А в фильме всё про историю наших петроглифов хорошо рассказано. Ну, а экспозицию… вы уж сами осмотрите, пожалуйста. Тем более все экспонаты подписаны.
Довольные тем, что мы хотя бы попали в залы музея, мы и приступили к осмотру его экспозиции.
Музей «Петроглифы Канозера». История петроглифов и что это за наскальные рисунки
Канозерские петроглифы обнаружены совсем недавно., В отличии от петроглифов Залавруги (Беломорские петроглифы, о которых я рассказывал вот в этой статье: Петроглифы Беломорска ) Но они, не менее удивительны, чем те, что находятся в Карелии. Впрочем, уникальны и те и другие.
Петроглифы Канозера были открыты 5 июля 1997 года. В результате сплава по реке Умба экспедиции Ревденского краеведческого музея. Обнаружил наскальные изображения Юрий Иванов. На острове Каменном.
Ниже фото из экспозиции музея:
Каменные канозерские рисунки были датированы III-II тысячелетием до н.э. С 1999 года на Канозере начинает работать Кольская археологическая экспедиция. И на сегодняшний день на островах и прибрежных канозерских скалах открыто уже более 1000 изображений, оставленных древним человеком. Смысл рисунков пока не расшифрован. Выдвигаются различные версии. И к основной относится культовый, религиозный смысл подобного творчества древних.
По мере обретения известности петроглифов Канозера в эти места сильно возрос приток туристов. В результате бесконтрольного посещения часть объектов пострадала. И некоторые изображения обезображены современными надписями.
В целях защиты петроглифов от вандалов проводятся экологические экспедиции и организованные экскурсии.
В 2000-ом году открывается музей «Петроглифы Канозера». А в 2000 году над самым большим скоплением древних изображений возводится прозрачный защитный купол.
Экспозиция музея «Петроглифы Канозера»
Музей небольшой. В нём всего один общий зал. На стендах широко представлена история открытия петроглифов и их изображения. Материалы об археологах и историках, занимающихся изучением этих наскальных рисунков. В зале на большом экране демонстрируется познавательный документальный фильм о канозерских петроглифах.
В залах музея представлены образцы каменных плит с изображениями рисунков( их точная копия, а не оригинал. Оригиналы находятся в их природной среде)
Также представлены точные макеты наскальных фрагментов с петроглифами из Франции. Это дар французских археологических экспедиций. На юго-востоке этой страны находится Национальный парк Меркантур (Parc National du Mercantour). Один из крупнейших подобных заповедников в Европе.
(Рассказ из моего путешествия по Франции, об одной из красивейших деревушек в том регионе здесь: Руссильон. Удивительная французская деревушка )
В музее «Петроглифы Канозера» продаётся масса интересных тематических сувениров, справочников и материалов, посвящённых этим наскальным рисункам. А к одной из интересных особенностей можно отнести возможность самому протереть макет канозерского петроглифа. На память)
Стол для «протирки» петроглифа:
С посещения музея «Петроглифы Канозера» наше путешествие на авто в Умбу дополнилось новой точкой в маршруте по Терскому берегу. Эта точка — тоня Тетрина
Как мы узнали о Тоне Тетрина
Разговорившись с сотрудницей музея мы узнали много интересных фактов об истории и Терского берега.
К сожалению на сами петроглифы нам не суждено было попасть. Дело в том, что добраться из Умбы до них можно только водным путём и по глухой болотистой тайге-тундре. На нашем авто, само собой — это было исключено. А сам музей, который проводит подобные экскурсии с помощью своего транспорта, в тот момент эти мероприятия не проводил. По причине поломки техники.
-Извините, но у нас катер сломался. — сказала нам сотрудница музея., — добавив, — а вот если вы так интересуетесь историей и бытом поморов Терского берега, то лучше всего с этим познакомиться на тоне Тетрина.
-Тоне Тетрина? А что за «тоня Тетрина»?
-Это историко-этнографический комплекс. Расположенный на берегу Белого моря. Правда…(женщина указала на нашу машину) на вашей машине вы туда не доедите.
-Почему?
-Во-первых: там дорога очень плохая. Камни, песок. Там джип нужен. А во-вторых: добраться туда можно только по самому берегу моря во врем отлива. А а про время отлива и прилива знать нужно.
Мы, конечно, были заинтригованы рассказом музейной сотрудницы. И взяли координаты «тони Тетрина» и телефон её хозяина. На всякий случай.
Поблагодарив сотрудницу за интересные рассказы, за душевные беседы, за то, что пустила нас в музей в выходной день, мы отправились осматривать само село. На этом наше путешествие на авто в Умбу и продолжилось.
Старая Умба
Старая Умба находится на правом берегу одноимённой реки. Чтобы попасть туда нужно через мост переехать через губу Малая Пирья и двигаться по главной дороге до самой реки Умбы. Переехав через речку и окажешься в том самом месте, где находится та самая, искомая Умба. Сев в а авто мы и направились указанным навигатором маршрутом.
Был штиль и отлив и по дороге открывались живописные виды.. Море отошло от берега, оставив на песке и камнях водоросли и «топляки» (доски, брёвна.) На берегу губы — рыбацкие постройки.
Небольшая деревянная часовня.
Рядом с часовней — магазин.
Умбяне куда-то спешат по своим делам.
А вот и первый мост, который нам нужно проехать. Мост через губу Малая Пирья.
С правого берега губы хорошо просматриваются современные здания Умбы.
По обоим берегам губы — рыбацкие, лодочные гаражи и частные деревянные дома.
Так, за местными колоритными видами наше путешествие на авто в Умбу подошло к конечной точке нашего очередного маршрута.
Прогулка по Старой Умбе
С моста через Умбу открывается великолепная панорама на село и выход в Белое море. Река — порожистая. Течение — сплошная стремнина. А там, на горизонте, совсем рядом — Белое море. На мосту и по берегу — множество рыбаков. Пообщались. Рыбаки рассказали, что ловят сейчас горбушу. Правда, клёв её уже пошёл на спад. Самая «страда» была чуть раньше. В июле. А ловят горбушу на креветку.
Мы оставили машину и отправились осматривать село.
Путешествие на авто в Умбу. Прогулка по старому селу (продолжение)
Не могу сказать, что в Старой Умбе можно увидеть настоящие артефакты прошлого. Но определённый колорит здесь присутствует.
Старая Умба — это деревянные дома. Некоторые из них в очень обветшалом состоянии. И таких большинство. Встречаются и более современные постройки.
На многих домах можно увидеть неброские украшения экстерьера. Вот окна с красивыми обналичниками:
А вот — ухоженный двор с забором. Забор оформлен в морской тематике:
Часто встречаются старые жилые дома. Покосившиеся от времени:
На улицах Старой Умбы течёт обычная жизнь. Детвора катается на велосипедах:
У кого-то на заборе сушатся ковры:
Палатка туристов-рыбаков на пустующем участке возле реки:
Из любого места Старой Умбы видна её доминанта. Деревянная церквушка-часовня. К которой мы и отправились.
Хотели осмотреть интерьер часовни , но она была закрыта. Увы.
По левую сторону от церкви — деревянный крест и несколько могил. Здесь похоронены служители и настоятели храма, служившие здесь в былые времена.
История Храма Воскресения Христова в Умбе
Этот храм (точнее часовня), что стоит сейчас в Старой Умбе — современной постройки. Но возведён он на том самом месте, где в 1894 году был построен храм Воскресения Христова. Было это при священнике Иоанне Окулове. Храм в то время имел три придела. Воскресенский, Петропавловский и Знаменский. На старых архивных фото, сохранившихся до наших дней, можно увидеть то величественное сооружение .
А ранее, до того храма, здесь существовала другая церковь. При священнике Иоанне Буторине в 1778 году здесь была выстроена однопрестольная Церковь Воскресения Христова. Которая, в свою очередь, была отстроена взамен обветшалой Воскресенской церкви, постройки начала XVII века.
Но самое начало истории этого храма относится к 1466 году. В то время церковь была выстроена 12-тью верстами выше по течению реки. Где и находилось тогда первоначальное село Умба (ныне — Погост).
История местноё церкви имеет и печальные страницы своей истории. Разорение в 1568 году от опричников Басарги Леонтьева. В 1589 году Умбу и храм уничтожили шведы. Досталось служителям церкви и храму и в более поздние времена. В 1937 году настоятель храма Григорий Лисеенков был расстрелян. Храм был закрыт. А в 1938 году его переоборудовали под сельский клуб.
Только в 1990 году остатки храма и территория прихрамового кладбища были переданы возрождённому православному приходу Умбы.
Такая вот история…
Наше путешествие на авто в Умбу подходило к концу. И напоследок мы решили спуститься к самой реке. Сделать несколько кадров села с берега.
Прибрежный рельеф реки Умба — каменист. Крупные валуны торчащие на стремнине и мелкий придонный галечник. По берегам множество рыбацких лодок. Моторные катера и весельные баркасы.
Места тут рыбные. Рыбачат многие местные. А в сезон сюда наведывается множество заезжих любителей рыбной ловли .
Отсюда, поблизости от устья реки, хорошо просматривается береговая линия Умбы. А там, вдали — мост через Умбу. Тот самый, по которому мы приехали и по которому нам держать путь дальше.
P.S.
Умба не производит впечатления заброшенности и разрухи. Наличие старого ветхого жилья придаёт некий колорит к суровости местной поморской жизни. И только.
С бытом и колоритом этой жизни мы и решили поближе познакомиться отправившись на тоню Тетрина. Ту самую, про которую нам рассказала сотрудница музея. Про ту самую, упоминая которую женщина утверждала, что мы туда на своей машине не доедем. Но мы не обращаем обычно внимания на подобные замечания. Мало ли чего говорят. С тем, мы и отправились дальше.
Об этом маршруте и о том, как мы добрались до тони Тетрина и будет мой следующий рассказ.
Россия. Кольский полуостров. терский берег. Умба
Продолжение. О следующем пункте нашего автопутешествия здесь: Тоня Тетрина. Аутентичное место на Терском берегу Поморья
Предыдущая часть нашего путешествия на авто на Терский берег и Север: Здесь
«Северное меню» сайта:
Или можно перейти в группу Дранки в ВК и вступить в неё по ссылке : Паблик Дранки в ВК»
Подписаться на новые статьи на сайте:
Спасибо за прекрасную статью!
Спасибо Вам!) Очень приятно)
Очень познавательно… Столько интересной информации, , возьму на заметку)
Очень приятно!) В следующих статьях попробую дать развёрнутую информацию об истории Терского берега в целом и деталях. Немножко уже рассказывал об этом в статье о Кандалакше, здесь вот, про Умбу, как говорится, продолжение следует) Заходите в гости) Спасибо!)
получилось!
хотелось залить фото, однако… ладненько, пусть будет альбомом целиком
в Умбе вполне приличный музей аметистов, и ещё один, вроде национальной культуры из которого рассказали как верно дойти до аметистового)
люди приятные в целом, тихо, спокойствие
https://photos.app.goo.gl/yXdj89P4zspxc5Yz6
Отлично! Да, большое спасибо за дополнения! Важные и значимые детали!)
Вам большая благодарность, рассказам и фото и вообще… открытости Миру
Очень приятный утренний отзыв!) Ещё раз большое спасибо Вам! Заходите на сайт почаще!)