RAW и JPEG. TIFF. Форматы фото

Фотоликбез 2. О форматах изображений в цифровой фотографии

RAW и JPEG — два основных формата файлов в цифровой фотографии. Что это за форматы. В чём их отличие и особенность.

Данная статья — вторая часть своеобразных «Фотоликбезов». И, может быть, она даст нужный ответ тому, кто только ещё пытается осваивать цифровую фотографию. И ещё не знает, о форматах файлов изображений. Что за форматы RAW и JPEG. Помимо технической и справочной информации в этой статье, я, конечно же, опишу и свой опыт работы с форматами фото. И поделюсь некоторыми своими мыслями. Исходя из своего опыта съёмок.

А всю информацию попытаюсь изложить максимально простым языком. Не вдаваясь в сложные и подробные технические термины.

RAW и JPEG
«RAW и JPEG». Фото символическое. В кадре — плёночный фотоаппарат

 

 

RAW и JPEG. Что это за форматы и в чём отличия

Итак…стоит начать с главного.

Наверняка, тот, кто решил выйти за рамки фотографического процесса «навёл-нажал-снял», использования полного «автомата» камеры для съёмки, сталкивается с вопросим о том, что за форматы имеются в виду в настройках камеры. Что это за пресловутый «RAW»? «JPEG»? И с чем их «едят»?

И тут, для ясности картины, стоит, пожалуй, начать с самой технической части. С описания форматов изображения. А уже по этой информации — многое станет ясным, само собой.

«Лирическое отступление»: До цифровой эпохи, фотоносителем, на который экспонировалось изображение — служила плёнка (фотографические пластины и т.д.) С приходом «цифры» — плёночная фотография ушла в узкий нишевый сегмент (что, кстати, не делает её неактуальной). И воцарила «цифра». Естественно, и носитель, на который стала записываться экспонируемая (снимаемая) сцена, кадр — стал цифровым. А это уже совсем другая история. Вместо хранилища записываемых кадров в цифровом фотоаппарате  используется не плёнка, а флэшка. А вместо самой плёнки — электронная матрица. И каждый кадр — не физический отпечаток, а — цифровой файл. И «первоисточником», получаемого (записываемого) камерой изображения является формат RAW. Т.е. любая цифровая камера изначально в свою память записывает файлы в формате RAW. И вот почему.

Формат изображения RAW

RAW (англ.) — «сырой». 

В переводе с английского языка понятие «RAW» означает «необработанный», «сырой», что абсолютно точно характеризует данный формат.
Фотография в RAW-формате — это «исходный» продукт, который не подвергается обработке процессором камеры. В подобном файле содержится лишь информация об электрических сигналах матрицы. И файл подобного формата (говоря простым языком) нужно «проявлять». И здесь два варианта. Для подобной «проявки».

Первый — камера его «проявляет» в зависимости от тех установок, которые вы внесли в настройки (баланс белого, уровень шарпинга (резкости), уровень контраста, насыщенность…и т.д. Или обрабатывает кадр в зависимости от выбранной сцены, режима съёмки из предустановок камеры. И выдаёт вам сжатый файл с внесёнными установками в формате JPEG (об этом формате чуть позже).

Второй — вы вносите нужные изменения и коррекцию при пост-обработке. Т.е. обрабатывая («проявляя») файл на компьютере.

Само собой, что исходя из этого, было бы логично предположить, что «проявляя» кадр на компьютере — у вас появляется больше возможности для гибкой обработки исходного файла.  Как ни крути, но у настольного компьютера, всё же, «мозг» побольше, чем у любой камеры. Ну и не забываем, что автоматика фотоаппарата (любого) может ошибаться. Или не совсем точно справляться с анализом снимаемого сюжета, сцены. А «проявляя» RAW файлы на компьютере, в редакторе, вы можете вносить более широкий и точный набор изменений. В уже снятый кадр. Тех настроек, что нужны вам. Более точно соответствующих сцене снятого сюжета. И максимально, при этом, исключающих вероятность ошибки автоматики камеры. Пост-фактум.

Файл RAW — это файл без сжатия. Т.е. во время сохранения фотографии в этом формате информация в файле сохраняется в максимальном качестве. А настройки камеры записываются в отдельное расширение. И при пост-обработке можно эти настройки применить, а можно кардинально поменять. С наименьшими потерями для исходного файла.

Формат изображения JPEG

JPEG — один из самых распространённых форматов цифровой фотографии. В отличии от RAW — это сжатые файлы (проявленные камерой в соответствии с её настройками). Или «проявленные» в редакторе файлы из «сырого» RAW в каком-либо редакторе. И сохранённые в этом формате.

Чтобы не перегружать тему техническими терминами, об этом формате в двух словах можно сказать так:

JPEG файлы — меньше по «весу», чем фалы в RAW. А с учётом того, что они уже «обработаны» (при сжатии, при этом, теряется часть информации) — то и «манёвра» для его пост-обработки значительно меньше.

RAW и JPEG
RAW и JPEG. Какой формат лучше?

Сравнение RAW и JPEG. Плюсы и минусы обоих форматов 

Казалось бы, прочитав информацию выше, может возникнуть мысль, о том что «зачем этот сжатый JPEG вообще нужен? Если он такой «неполноценный». А ещё бытует мнение  о том, что, дескать, JPEG — это «любительский» формат. А вот RAW — формат для настоящих «профессионалов».

Т.е человек снимающий себя на фоне памятников и достопримечательностей и без особых изысков, но «проявляющий» подобный RAW файл — профессионал? Человек безбожно «проваливший» кадр по экспозиции в той ситуации, когда и камера на полном автомате снимет вменяемую картинку, но снявший этот кадр в RAW — также профессионал?

(О том от чего зависит экспозиция кадра я написал в первом своём «фотоликбезе» здесь: Диафрагма, выдержка, ИСО )

Формат файла совсем не характеризует фотографирующего человека с точки зрения его навыков и профессионализма. Согласитесь.

Те люди, что сидят на международных футбольных матчах с огромными объективами-трубами у бровок поля, в большинстве своём этот RAW не используют вовсе. Однако их «непрофессиональные» JPEG-и публикуются на глянцевых разворотах и билбордах. А мощные монстры новостной фотографии ( Reuters, к примеру) — вообще не принимает снимки, которые были «проявлены» не камерной пост-обработкой (конвертация из RAW в JPEG на компьютере)

Да впрочем и мой опыт по снятию в «непрофессиональном» формате, даёт мне некоторую пищу для размышлений.

С обоими форматами изображений я хорошо знаком. Давным давно, когда я ещё только начинал снимать, я использовал практически только RAW. А в последние годы, практически, почти перестал его использовать. Мне в большинстве случаев (в подавляющем большинстве) — достаточно и JPEG.

Я не разделяю эти два формата по принципу «хороший-плохой», «профессиональный — любительский». Здесь уместнее говорить о целесообразности использовании того или другого формата.  С учётом их плюсов и минусов. И характера, цели и условий съёмки.

(Кстати. Подавляющее большинство агентств, печатных и он-лайн СМИ принимают снимки в JPEG-ах. И с разрешением от 6-ти и даже 4-х мегапикселей. Этого вполне достаточно, чтобы разместить фото, вполне вменяемого качества и размера на развороте или обложке глянцевого журнала)

О достоинствах и недостатках форматов RAW и JPEG

У каждого производителя камер своё расширение для RAW файлов. У «Canon»-a, к примеру, это — .CRW, у «Nikon» — .NEF, у Olympus — .ORF.  И для того, чтобы «проявить» у определённой марки камеры RAW файл — нужен конвертер (редактор), который будет поддерживать именно это расширение файла.

Как правило, все производители камер к своих камерах прилагают ПО. Где обязательно есть установщик «родного» конвертера (редактора). Но с помощью штатного редактора от «Canon» (к примеру) вы не откроете файл с другим расширением. Т.е., RAW файл с камеры Nikon или SONY.  И наоборот.

«Родной» конвертер подходит только к «родным» файлам с «родной»марки фотоаппаратов.

Есть правда сторонние редакторы. Которые, как правило, даже более удобны, чем «родные». Скажем, «Adobe Camera Raw» или «AP Lightroom» и им подобные. Вот такие редакторы файлов поддерживают RAW-ы практически всех производителей камер.

В принципе, никакой проблемы с ПО для «проявки» любого RAW-а проблем нет. И здесь нет никаких минусов у RAW.

Одно время, был такой период, что была проблема даже с просмотром на компьютере «сырых» RAW файлов в штатных просмотрщиках ОС. Ныне и с этим, в общем, особых трудностей нет.

Главными критериями и отличиями файлов двух видов являются несколько ключевых моментов.

RAW

Формат не сжатый. Позволяет «вытащить» из кадра больше информации в светах и тенях. Что актуально при съёмке с большим перепадом контраста в сцене. Информация в RAW, в отличие от JPEG, записывается в 12-ти или 14-ти битах цветового пространства. Что также положительно сказывается на широте и спектре цветовой гаммы снимка. И при пост-обработке качество снимка страдает в разы меньше. Все параметры (баланс белого, контраст, резкость, хроматические аберрации, шумоподавление и прочее) легко меняются и настраиваются при пост-обработке.

Формат RAW — как правило, используют в различной коммерческой съёмке. А также, он хорош, скажем, в сценах со смешанным светом, в условиях недостаточного освещения и т.д. и т.п.

К главному недостатку RAW файлов относится размер файла (он в разы больше «весит», чем файлы JPEG ) и потому флешки и архивы забиваются подобными файлами на «ура». Ну и добавим время на пост-обработку. А время, как известно — деньги.

У JPEG, в отличие от RAW-а есть свой несомненный плюс.

JPEG

Формат сжатых файлов. Файлы подобного формата — «весят» в разы меньше, чем файлы «сырого» формата. И это, пожалуй, и есть их главное достоинство. Благодаря которому подобные файлы легко «скидывать» при необходимости сразу в Сеть. А физические размеры памяти флешек и жёстких дисков ПК — позволяют хранить большие объёмы файлов. При серийной съёмке скорость забитости буфера камеры меньше. Что позволяет снимать более длительные серии. А скорость серийной съёмки не падает значительно дольше в серии (не так быстро забивается буфер камеры)

TIFF

Есть ещё и такой формат (Один из форматов). По сути — это тот же JPEG. Но с меньшим или с полным отсутствием сжатия. Физический размер файла — очень большой. И формат не пользуется в фотографической среде большой популярностью. Если вы снимали в JPEG и так получилось, что вам нужно внести в обработку достаточно значительную редакцию, то можно из JPEG перевести файл в TIFF и произвести коррекцию. При этом потеря качества изображения будет несколько меньше, чем при коррекции файла прямо в JPEG. Обработав — можно перевести файл в джипег обратно.

Формат своеобразный. Не часто используемый фотографической братией. Но имеет право на жизнь. Вполне.

P. S.

RAW и JPEG — форматы изображений, которые могут использоваться в зависимости от ваших целей и задач.

Мне, как правило, хватает простого JPEG-а. RAW — использую крайне редко. Точнее, практически совсем не использую.

Важен не формат, в котором вы снимаете.  Впрочем, думаю, это и так понятно.

Надеюсь, что моя статья поможет разобраться в необходимости того или иного формата. И в каком снимать — это уже решать каждому.

Всем PEACE! Удачных кадров!

Продолжение следует…

Фотографическое меню сайта:

Подписаться  на новые статьи на  сайте:

Канал автора в Телеграме

Или можно перейти в группу Дранки в ВК и вступить в неё  по ссылке :  Паблик Дранки в ВК»

 

About Drunky

Добавить комментарий